РППС
Паспорт группы № 5 "Клубничка" РППС организована с учётом требований ФГОС
Паспорт группы № 8 "Чиполлино" РППС организована с учетом требований ФГОС
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Система дошкольного образования в образовательной организации должна быть нацелена то, чтобы у ребенка развивались игра, двигательная и познавательная активность.
Образовательная среда предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
Под развивающей предметно-пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Главное, соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные в программе, а именно:
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
1. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
необходимые условия для организации инклюзивного образования;
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной в соответствии с возрастными возможностям детей и с содержанием Программы.
Обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность (развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях);
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
3.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть трансформируемой (возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей).
4.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть полифункциональной:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.);
наличие полифункциональных предметов.
5.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть вариативной:
наличие различных пространств и оборудования (для игры, конструирования, уединения и пр.), обеспечивающих свободный выбор детей;
сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
6.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть доступной:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений учреждения, где осуществляется образовательный процесс;
свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
7.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть безопасной (соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования).
Основные принципы организации среды.
Оборудование помещений должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.
Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
При проектировании развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать целостность образовательного процесса в заданных ФГОС ДО образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.
В группах имеется оборудование, инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Для этого в групповых помещениях пространство должно быть организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В уголок сенсорного развития входят: пирамидки, стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, наборы: грибочки-втулки на стойке (4-6 элементов, различных цветов, объемные вкладыши из 3 элементов (миски, конусы, матрешки, доски-вкладыши (с основными формами, набор объемных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары, диски, рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4-х цветов, мозаика (восьмигранная, цветная, крупная, ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел, емкости с крышками разного размера и цвета (для сортировки мелких предметов, рамки с одним видом застежки (шнуровка, пуговицы, кнопки, игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки)
Уголок творчества:
Материалы для изобразительной деятельности и ручного труда.
Требования к подбору материала:
в младшем возрасте минимальный перечень: бумага разного формата, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки;
В спортивный уголок входят: яркие разноцветные мячи большие, средние, маленькие, обручи, скакалки, флажки и султанчики, сделанные руками родителей, гимнастические мячи, кольцеброс, мешочки с песком для метания, кегли, дорожки здоровья, картотеки подвижный игр, пальчиковой гимнастики, корригирующей гимнастики после дневного сна.
Содержание физкультурного уголка должно постоянно обновляться и соответствовать времени года и содержанием физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Музыкальный уголок:
музыкальные игрушки и инструменты;
дидактические пособия (иллюстрации – музыкальных инструментов, книги – «Музыкальный букварь», о композиторах и т. д.);
фотографии детей, играющих на инструментах;
дидактические игры (настольные и атрибуты для музыкально-ритмических игр);
магнитная доска или наборное полотно;
аудио, видеозаписи;
костюмы, музыкальный инвентарь (ленты, платки и т. д.).
Книжный уголок:
Книги; материалы для ремонта книг; детские рисунки на темы художественных произведений, тематические альбомы; реквизиты разных видов театра (теневого, пальчикового, театра «бибабо» и др.).
Требования:
Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.
Хорошая освещенность в течение дня (недалеко от окна, в вечернее время наличие светильника).
Эстетичность оформления.
Материал должен обновляться, в зависимости от тематики необходимо организовывать выставки ( «неделя книги», «Наши любимые книги»).
Соответствие возрасту:
младший дошкольный возраст – 3-4 книги (на полке) в нескольких экземплярах, остальные хранятся в шкафу;
Уголок основ безопасности жизнедеятельности в социуме (на улице, дома, в транспорте):
книги, иллюстрации;
дидактические игры;
макет дороги, знаки;
атрибутика для игр;
аудио, видеозаписи.
Содержание игровых и познавательных зон должно постоянно обновляться, соответствовать времени года, возрастным особенностям детей, подбираться в соответствии с комплексно-тематическим планированием данной образовательной программы.
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.).
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.
Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей.
Примерный перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста в соответствии с образовательными областями
Познавательное и речевое развитие |
|
Материалы и игрушки для предметной деятельности |
· Пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий. · Большая напольная пирамида для совместных игр со сверстниками, матрешки. · Наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары, диски). · Игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки, веера и др.). · Наборы разнообразных объемных вкладышей. · Мозаики, рамки-вкладыши с различными геометрическими формами, паззлы, конструкторы |
Материалы и игрушки для экспериментирования |
· Динамические игрушки – игрушки, которые отображают различные виды движения – различные кугельбаны, кувыркунчики, волчки и юлы, клюющие курочки и пр.). · Столы-поддоны с песком и водой; плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.). · Разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, кофемолка, телефон и пр.). · Игрушки с магнитом. · Игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные, пластиковые и др.), мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.). · Пластические материалы (глина, тесто); материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.); трубочки для продувания, просовывания. · Игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застѐжками, головоломки, наборы для игр, включающих решение проблемных ситуаций); игрушки со светозвуковым эффектом; «волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками |
Материалы для развития речи |
· Предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки). · Книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов). · Разрезные картинки, наборы парных картинок; серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации). · Аудионосители с записями детских песен, сказок. · Диафильмы |
Социально-коммуникативное развитие |
|
Наглядно-образный материал (наглядные пособия, отражающие предметные, природные или социальные объекты и события) |
· Фотографии детей, семьи, семейные альбомы. · Фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского сада. · Наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разные занятия детей и взрослых. · Картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации. · Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки, куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, куклы, изображающие больных детей и животных и т.п.). · Аудио-, видеоматериалы о жизни детей и взрослых |
Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр |
· Игрушки-персонажи: крупные куклы в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, антропоморфные животные из разных материалов. · Стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.). · Игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовые приборы), укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца), купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки), лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.), прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки); уборки (губка, мыло, мисочка или раковина совок, веничек, салфетки). · Строительные наборы для мебели домов, дорожек и пр. · Машины крупные, с кузовом, кораблики, поезд, и пр.). · Детские игрушечные телефоны. · Предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, фигурные катушки и пр.). · Ткани разных размеров, цветов и фактур · Крупные модули для строительства машин, поездов, домов и пр. · Большие коробки с прорезями в виде окон, из которых также можно устраивать дома, поезда, туннели, дом |
Художественно-эстетическое развитие |
|
Материалы и оборудование общего назначения |
· Книги с красочными иллюстрациями, репродукции. · Фланелеграф. · Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок. · Емкости для хранения материалов для изобразительной деятельности |
Материалы для изобразительной деятельности |
· Наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков; краски (гуашь, акварель, пищевые красители). · Кисти для рисования, для клея; палитра, емкости для воды, красок, клея. · Бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций. · Глина, пластилин (не липнущий к рукам). · Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров; трафареты для закрашивания. · Доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом; мольберты. · Салфетки для вытирания рук и красок; фартуки и нарукавники для детей |
Материалы для музыкального развития детей |
· Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино. · Игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки, открытки). · Аудиосредства (музыкальный центр, наборы дисков с записями музыкальных произведений) |
Материалы для театрализованной деятельности |
· Наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты для разыгрывания сценок и спектаклей. · Карнавальные костюмы, маски. · Фланелеграф с набором персонажей и декораций; различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскостной, магнитный, теневой). · Аудио-, видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов |
Физическое развитие |
|
Приспособления для развития двигательной активности детей (ползания, лазания, ходьбы, бега, прыжков) |
· Горки, лесенки, скамеечки, туннели, домики. · Игрушки-качалки, модульные сооружения различных форм из разных материалов, веревки, дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения. · Массажные дорожки и коврики с разным покрытием, «сухой бассейн», мини-маты, трехколесные велосипеды, мини-стадион |
Игрушки и материалы для развития мелкой и крупной моторики |
· Мячи разных размеров, в том числе массажные кегли, обручи, кольца. · Игрушки, которые можно катать, толкать; разноцветные предметы различной формы для нанизывания; доски с пазами, крючочками, стержнями и молоточками. · Специальные приспособления – стенды, тренажеры – предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки – молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки). · Коробки с разными крышками и прорезями, копилки |