Сайт Мазаловой Оксаны Ивановны

РППС

Паспорт группы № 5 "Клубничка" РППС организована с учётом требований ФГОС

Паспорт группы № 8 "Чиполлино" РППС организована с учетом требований ФГОС

 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Система дошкольного образования в образовательной организации должна быть нацелена то, чтобы у ребенка развивались игра, двигательная и познавательная активность.

Образовательная среда предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Под развивающей предметно-пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Главное, соблюдать требования ФГОС  ДО и принципы организации пространства, обозначенные в программе, а именно:

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

1. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

необходимые условия для организации инклюзивного образования;

учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной в соответствии с возрастными возможностям детей и с содержанием Программы.

Обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность (развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях);

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

3.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть трансформируемой (возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей).

4.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть полифункциональной:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.);

наличие полифункциональных предметов.

5.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть вариативной:

наличие различных пространств и оборудования (для игры, конструирования, уединения и пр.), обеспечивающих свободный выбор детей;

сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

6.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть доступной:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений учреждения, где осуществляется образовательный процесс;

свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

7.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть безопасной (соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования).

 Основные принципы организации среды.

Оборудование помещений должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.

Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.

При проектировании развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать целостность образовательного процесса в заданных ФГОС ДО образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.

В группах имеется оборудование, инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.

Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для развития игровой и познавательно-исследовательской  деятельности детей.

Для этого в групповых помещениях пространство должно быть организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги,  игрушки, материалы для творчества,  развивающее  оборудование  и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность  эффективно организовывать  образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

 

 

 В уголок сенсорного развития входят: пирамидки, стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, наборы: грибочки-втулки на стойке (4-6 элементов, различных цветов, объемные вкладыши из 3 элементов (миски, конусы, матрешки, доски-вкладыши (с основными формами, набор объемных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары, диски, рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4-х цветов, мозаика (восьмигранная, цветная, крупная, ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел, емкости с крышками разного размера и цвета (для сортировки мелких предметов, рамки с одним видом застежки (шнуровка, пуговицы, кнопки, игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки)

 Уголок творчества:

Материалы для изобразительной деятельности и ручного труда.

Требования к подбору материала:

в младшем возрасте минимальный перечень: бумага разного формата, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки;

 

В спортивный уголок входят: яркие разноцветные мячи большие, средние, маленькие, обручи, скакалки, флажки и султанчики, сделанные руками родителей, гимнастические мячи, кольцеброс, мешочки с песком для метания, кегли, дорожки здоровья, картотеки подвижный игр, пальчиковой гимнастики, корригирующей гимнастики после дневного сна.

 

Содержание физкультурного уголка должно постоянно обновляться и соответствовать времени года и содержанием физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Музыкальный уголок:

музыкальные игрушки и инструменты;

дидактические пособия (иллюстрации – музыкальных инструментов, книги – «Музыкальный букварь», о композиторах  и т. д.);

фотографии детей, играющих на инструментах;

дидактические игры (настольные и атрибуты для музыкально-ритмических игр);

магнитная доска или наборное полотно;

аудио, видеозаписи;

костюмы, музыкальный инвентарь (ленты, платки и т. д.).

Книжный уголок:

Книги; материалы для ремонта книг; детские рисунки на темы художественных произведений, тематические альбомы; реквизиты разных видов театра (теневого, пальчикового, театра «бибабо» и др.).

Требования:

Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.

Хорошая освещенность в течение дня (недалеко от окна, в вечернее время наличие светильника).

Эстетичность оформления.

Материал должен обновляться, в зависимости от тематики необходимо организовывать выставки ( «неделя книги», «Наши любимые книги»).

Соответствие возрасту:

младший дошкольный возраст – 3-4 книги (на полке) в нескольких экземплярах, остальные хранятся в шкафу;

Уголок основ безопасности жизнедеятельности в социуме (на улице, дома, в транспорте):

книги, иллюстрации;

дидактические игры;

макет дороги, знаки;

атрибутика для игр;

аудио, видеозаписи.

 

Содержание игровых и познавательных зон должно постоянно обновляться, соответствовать времени года, возрастным особенностям детей, подбираться в соответствии  с комплексно-тематическим планированием данной образовательной программы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как  динамичное пространство, подвижное и  легко  изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды  — это необходимое условие ее стабильности,  привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.).

В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.

Трансформируемость предметно-игровой  среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть  ее результаты.

Развивающая  предметно-пространственная  среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского  сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.

Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как  культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей.

 

             Примерный перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста в соответствии с образовательными областями

Познавательное и речевое развитие

Материалы

и игрушки

для предметной деятельности

·      Пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий.

·      Большая напольная пирамида для совместных игр со сверстниками, матрешки.

·      Наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары, диски).

·      Игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки, веера и др.).

·      Наборы разнообразных объемных вкладышей.

·      Мозаики, рамки-вкладыши с различными геометрическими формами, паззлы, конструкторы

Материалы и игрушки

для экспериментирования

·      Динамические игрушки – игрушки, которые отображают различные виды движения – различные кугельбаны, кувыркунчики, волчки и юлы, клюющие курочки и пр.).

·      Столы-поддоны с песком и водой; плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.).

·      Разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, кофемолка, телефон и пр.).

·      Игрушки с магнитом.

·      Игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные, пластиковые и др.), мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.).

·      Пластические материалы (глина, тесто); материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.); трубочки для продувания, просовывания.

·      Игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застѐжками, головоломки, наборы для игр, включающих решение проблемных ситуаций); игрушки со светозвуковым эффектом; «волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками

Материалы

для развития речи

·      Предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки).

·      Книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов).

·      Разрезные картинки, наборы парных картинок; серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации).

·      Аудионосители с записями детских песен, сказок.

·      Диафильмы

Социально-коммуникативное развитие

Наглядно-образный материал (наглядные пособия, отражающие предметные, природные или социальные объекты

и события)

·      Фотографии детей, семьи, семейные альбомы.

·      Фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского сада. 

·      Наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разные занятия детей и взрослых.

·      Картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации.

·      Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки, куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, куклы, изображающие больных детей и животных и т.п.).

·      Аудио-, видеоматериалы о жизни детей и взрослых

Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр

·      Игрушки-персонажи: крупные куклы в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, антропоморфные животные из разных материалов.

·      Стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.).

·      Игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовые приборы), укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца), купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки), лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.), прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки); уборки (губка, мыло, мисочка или раковина совок, веничек, салфетки).

·      Строительные наборы для мебели домов, дорожек и пр.

·      Машины крупные, с кузовом, кораблики, поезд, и пр.).

·      Детские игрушечные телефоны.

·      Предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, фигурные катушки и пр.).

·      Ткани разных размеров, цветов и фактур

·      Крупные модули для строительства машин, поездов, домов и пр.

·      Большие коробки с прорезями в виде окон, из которых также можно устраивать дома, поезда, туннели, дом

Художественно-эстетическое развитие

Материалы и оборудование общего назначения

·      Книги с красочными иллюстрациями, репродукции.

·      Фланелеграф.

·      Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок.

·      Емкости для хранения материалов для изобразительной деятельности

Материалы для изобразительной деятельности

·       Наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков; краски (гуашь, акварель, пищевые красители).

·       Кисти для рисования, для клея; палитра, емкости для воды, красок, клея.

·       Бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций.

·       Глина, пластилин (не липнущий к рукам).

·       Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров; трафареты для закрашивания.

·       Доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом; мольберты.

·       Салфетки для вытирания рук и красок; фартуки и нарукавники для детей

Материалы для музыкального развития детей

·       Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино.

·       Игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки, открытки).

·       Аудиосредства (музыкальный центр, наборы дисков с записями музыкальных произведений)

Материалы для театрализованной деятельности

·       Наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты для разыгрывания сценок и спектаклей.

·       Карнавальные костюмы, маски.

·       Фланелеграф с набором персонажей и декораций; различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскостной, магнитный, теневой).

·       Аудио-, видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов

Физическое развитие

Приспособления для

развития двигательной активности детей (ползания, лазания, ходьбы, бега, прыжков)

·       Горки, лесенки, скамеечки, туннели, домики.

·       Игрушки-качалки, модульные сооружения различных форм из разных материалов, веревки, дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения.

·       Массажные дорожки и коврики с разным покрытием, «сухой бассейн», мини-маты, трехколесные велосипеды, мини-стадион

Игрушки и материалы для развития мелкой и крупной моторики

·      Мячи разных размеров, в том числе массажные кегли, обручи, кольца.

·      Игрушки, которые можно катать, толкать; разноцветные предметы различной формы для нанизывания; доски с пазами, крючочками, стержнями и молоточками.

·      Специальные приспособления – стенды, тренажеры – предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки – молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки).

·      Коробки с разными крышками и прорезями, копилки

 

Оставить комментарий: